Если вам разбили сердце — пейте Нурофен

Эта информация реально полезна.

— Нет, ты обязательно должна об этом написать!
— Да ну, Миша, ты же понимаешь что это — костыль?
— Это не костыль, это маленький инструмент, что-то вроде этой штуки, — муж показал рукой на овощечистку посреди хаоса на кухонном столе. Только когда он есть, ты понимаешь сколько усилий он может сэкономить. Конечно, не нужно сидеть на обезболивающих неделями, но в нужный момент лучше знать об этих исследованиях, чем не знать!

Мы готовили обед, и я решила поделиться новостями из книги, которую слушала в то время. Это был “Социальный вид” Мэттью Либермана, в котором автор описывает психологические и физиологические тонкости человеческого мироустройства.

“Британские ученые обнаружили”, что для человека практически нет разницы в переживании физической и социальной боли (такой, как изоляция, пренебрежение, одиночество, отвержение, безответная любовь, несправедливая оценка, публичное порицание и т.п.)

Мы, конечно же, знаем что слово может ранить сильнее пощечины. Но вряд ли задумываемся о физиологии восприятия моральных травм. Сюрприз-сюрприз, оказывается, что как на зубную боль, так и на отказ поиграть с нами в мячик, тело реагирует практически одинаково. За социальную боль (обнаружение неполадок и эмоциональный отклик на них) отвечает структура мозга под названием дППК (дорзальная часть передней поясной коры), и относится наше тело к ее сигналам самым серьезным образом. По сути, для нашего мозга вообще нет разницы в том, болит палец или “сердце”.

По настойчивому пожеланию Михаила, сообщаю:

ЕСЛИ ВАМ РАЗБИЛИ СЕРДЦЕ — ПЕЙТЕ ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ.

А от себя добавлю, если можете — не пейте, потому что это — “костыль”. Обезболивающее, само по себе, не растворит ситуацию, которая принесла нам страдание. Но, как и костыли при переломе, оно может дать опору — из времени, дистанции к обстоятельствам, возможности набраться сил для более действенного “рывка” из травматичной ситуации.

Если у вас такой же задротский (зачеркнуто) скрупулезный ум как у меня — читайте Мэттью. В книге более обстоятельно описана работа дППК, эксперименты с обезболивающим (двойные слепые плацебо контролируемые, конечно же), и еще много всего интересного.

А для тех, кто не доберется до книги, добавлю здесь:

  • если вы, либо ваши близкие, переживаете травлю,
  • если буллинг в вашей школе просочился даже в онлайн,
  • если вашему подростку любовь приносит много боли,
  • если ошибки прошлого ранят вас в самое сердце,
  • если на работе «как на войне — как на войне»
  • если в семье «с волками жить — по волчьи выть»

Знайте, что тело воспринимает это самым серьезным образом. Это — равноценная боль, не менее и не более иллюзорная, чем та, которую мы привыкли считать “настоящей”. Это значит, что относиться к ней необходимо равноценно — защищать от нее, избегать ее, обезболивать при необходимости и лечить более основательно. Это не реклама таблеток (их действие хоть и доказано исследованиями, но имеет весьма ограниченный эффект) — скорее, предложение пересмотреть наше отношение к эмоциональной боли.

Представьте, что ребенка жестоко избили ровесники, напав на него вчетвером. Что произойдет? Вступитесь ли? Отнесетесь ли к боли пострадавшего серьезно? Обратитесь ли в полицию? Зафиксируете ли побои? Поговорите ли с родителями обидчиков? Напишете ли о случае в соцсетях? Призовете ли к ответственности? Даже, если это не ваш ребенок, скорее всего, многие вовлекутся в то, чтобы исправить ситуацию — защитить слабых, наказать виновных, воздать справедливость, извлечь уроки для всех.

А какой отклик вызывают ситуации, описанные абзацом выше?

  • “это всего лишь слова — пропускай мимо ушей”
  • “просто не читай этот бред, будь выше сплетен”
  • “да у тебя еще сотня таких будет, и даже лучше”
  • “хватит ковыряться в прошлом — смотри в будущее”
  • “do your best and fuck the rest”, «тут ничего личного»
  • «цени то что есть», «кому ты нужен(а) будешь»

Так не пойдет. А если и получится, то чаще всего, — ценой “каменного сердца”, снижения способности быть с другими, сотрудничать, строить глубокие и радостные отношения, быть в них подлинным собой, создавать значимые результаты коллективно, вместе с другими.

Не придавать значения эмоциональной боли многих из нас учили с детства. И что же теперь делать с этой информацией?, — спросите вы. Для начала, отдать должное — даже тело устроено так, чтобы воспринимать социальные угрозы как чрезвычайно серьезные. Чтобы затем:

  • Распознавать и проживать полученные травмы.
  • Разделять ответственность за те, что мы неосознанно наносим.
  • Заботиться о социальном здоровье не меньше, чем о физическом — развивать «иммунитет» из таких отношений, которые поддержат нас в трудную минуту.
  • Быть семьей, и постепенно расширять ее границы, включая всех, кого только способны включить.

Такова наша общая человечность.

Nataliya Trenina
Telegram-канал

Антон Клубер/ автор статьи

Антон уже более десяти лет прочно удерживает почетное место главного редактора сайта, блестяще проявляя свои профессиональные навыки журналиста. Его глубокие знания в области психологии, отношений и саморазвития гармонично сочетаются с увлечением эзотерикой и кинематографом.

Загрузка ...
Понимаем жизнь глубже