В филадельфийских больницах с некоторых пор медперсонал стал придерживаться такой традиции: если в отделении интенсивной терапии (проще говоря — реанимации) умирает больной, все присутствующие замолкают на минуту.
Почему они так делают? Оказалось, что такой ритуал заметно снижает выгорание сотрудников (а не выгореть трудно — ведь в реаниматологам не всегда удаётся спасти человека) [1].
Дело в том, что печаль возникает там, где мы теряем что-либо без возможности восстановления. Именно это и происходит у реаниматологов — человек умирает и его нельзя вернуть.
Печаль помогает нам справиться с потерей — во многом через получение социальной поддержки (то есть вы видим, что не одни, что есть люди, которые нам помогут, поддержат нас)[2].
Однако дело не только в поддержке — печаль помогает нам убирать всё неважное, она удерживает наше внимание только на главном. А главное таково — случилось непоправимое, и надо как-то с этим справиться [3].
Тот же гнев наоборот — как бы распыляет наше внимание, чтобы мы могли заметить как можно больше вариантов исправления ситуации.
Гнев нужен там, где потеря чего-либо ещё не окончательна, где мы ещё можем что-то изменить. Печаль помогает нам остановиться и сэкономить усилия — всё, непоправимое случилось, теперь нужно думать, как это пережить.
Так что печалиться (но не унывать) весьма полезно — см. хотя бы на примере врачей из Филадельфии.
Если вы печалитесь, значит, вы на пути принятия непоправимого и скоро переживёте это. Другими словами, печаль как бы сообщает вам — скоро станет лучше.
А у мене все, дякую за увагу.
Автор — Павел Зыгмантович
Источники:
1. «Sanctifying Sadness: Conducting a Moment of Silence at Time of Patient’s Death is Associated With Decreased Staff Burnout», Joyce R Foresman-Capuzzi , Meghan Sheehan , Meghan Buckley , David Burgess , Sharon Larson , and Christopher Jones
2. «Exploring the Toolkit of Emotion: What Do Sadness and Anger Do for Us?», Heather C. Lench Thomas P. Tibbett Shane W. Bench
3. «Fear and Happiness, but Not Sadness, Motivate Attentional Flexibility: A Case for Emotion Influencing the Ability to Split Foci of Attention», Justin Storbeck, Jessica Dayboch